Восприятие ребенка и взрослого человека – это две большие разницы. Пример хотите?
Мамы-папы-бабы-деды говорят: «Ты должен/должна учиться на пятерки и закончить школу с медалью, чтобы мы гордились тобой!» Но, как вы думаете, что слышит в этих словах ребенок? Совершенно не то, что хотели донести любящие родственнички, а то, что он/она не имеет право на безусловную любовь! А эту самую любовь надо заслуживать хорошей учебой, поведением и этими проклятыми пятерками!
И в подобной ситуации формируется так называемое сценарное предписание:
«Ты не имеешь право на то, чтобы тебя любили просто так. Ты должен это право заслуживать пятерками/хорошим поведением/отказом от своих желаний» и т.п.
Тип высшей нервной деятельности у каждого свой. И если родители, движимые своими амбициями («моему всего два года, а он уже алфавит знает и теорему Пифагора, читает Бальзака в оригинале, играет на скрипке Моцарта и извлекает квадратные корни»), будут проявлять недовольство, нетерпение, критиковать малыша, осуждать его за то, что у него что-то не получается, то будет происходить так называемое «сценарное программирование», которое выглядит так: ты – тупой (дебил, дурак, и т.п.). Ты не способен усваивать ничего нового. Ты виноват в том, что не оправдываешь ожиданий папы-мамы-бабы-деды.
С чем вырастает такой ребенок, не трудно догадаться. С ощущением, что он – неудачник, тупой, не оправдывает ожиданий родителей, и вообще, недостоин жить.
Есть еще одно ядовитое сценарное программирование, которое звучит, примерно, так: «Вот я-то в твоем возрасте…». Какой «вывод» сделает из этого ребенок, нетрудно догадаться: я никогда не буду таким же умным-успешным-хорошим.
Понятно, что психика человека достаточно пластичная структура, и психологические защиты формируются активно. Возможно, такой ребенок во взрослом возрасте все вои силы кинет на то, чтобы всему миру, и прежде всего, папе-маме доказать, что он – умный, и защитит кучу диссертаций, н будет ли он счастлив и здоров?
Поэтому, если ваш ребенок почему-то не хочет учиться читать, считать и проч., ни в коем случае нельзя на него давить, заставлять его, критиковать, высмеивать и стыдить за это! Только позитивное отношение, игра, любые способы его заинтересовать. Поверьте, ваши усилия окупятся в разы, когда он вырастет здоровым, уверенным в себе и счастливым!