Но детство быстро проходит. Социальные нормы диктуют свое. Сказка заканчивается – начинается жизнь. Все родители хотят, «как лучше», но получается «как всегда». И тогда, на уровне сценарных предписаний формируются определенные ограничения в восприятии ребенком самого себя.
Вспомните, что говорят родители своим чадам, призывая их быть управляемыми: «Не высовывайся, тебя все равно никто всерьез не воспринимает!», «Да у тебя ничего не получится!», «Ты себя видела в зеркале??!!», «Ты – всего лишь жалкое подобие своего отца (матери, брата, сестры и т.п.)!», «Девушка должна быть скромной!» и т.п. В итоге, попытка упаковать растущее дитя в социально приемлемые рамки в ряде случаев оборачивается другой стороной медали в виде низкой самооценки, пресловутыми «комплексами» и неуверенностью в себе.
Либо, ситуация может развиваться по другому пути. Ребенка любят – лелеют – заласкивают; он растет с ощущение собственной исключительности. И когда, в процессе взросления, он сталкивается с безжалостным социумом, его розовые очки разбиваются вдребезги, и на смену им приходят очки черные, со всеми вытекающими последствиями.
Психологическая помощь в таких случаях оказывается таким образом: идет нейтрализация негативных установок из детства и замена их на конструктивные. Также, при необходимости идет работа с эмоциями, которые тормозят уверенность в себе: страх, чувство вины, застарелые обиды. Особое внимание уделяется приобретению и закреплению навыков уверенного поведения. Кроме того, достаточно большая часть психологической работы направлена на повышение самооценки.
Тема занятий с психологом или психотерапевтом – это не только работа с самооценкой, а и работа над разрешением принимать себя таким, какой ты есть. Иными словами, это приобретение способности получать удовольствие от жизни вообще и от созерцания своего отражения в зеркале, в частности.